О соборе

Одним из самых видных зданий Евпатории является замечательный памятник архитектуры – весьма внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям православный Свято-Николаевский собор, зримо возвышающийся над окружающей городской застройкой.

Роспись - икона Святителя Николай Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, над входными дверями собора

Храм, без всякого сомнения, главная доминанта исторической части Евпатории, наряду с мечетью Джума-Джами и  церковью св. Пророка Ильи, определяет со стороны моря архитектурный силуэт города. На рубеже XIX-XX вв. эта постройка воспринималась жителями и гостями города еще более грандиозной в силу того, что она находилась преимущественно среди одноэтажных и очень скромных строений. Лишь между ней и творением Хаджи Синана располагались два двухэтажных европейского типа здания середины XIX вв. Основное же окружение собора начало формироваться после завершения его строительства и в значительной степени благодаря ему.

Уже в 1774 году в Гезлёве (старое название Евпатории)  существовал небольшой храм Святителя Николая, построенный греками, проживающими в городе. Церковь во имя Святителя Николая была построена анатолийскими и другими греками еще в конце XVIII в. Святитель Николай – покровитель мореплавания и торговли, и это придает храму особую значимость в портовом приморском городе, каковым всегда являлась Евпатория.

В 1779 году Гезлёв избежал эпидемии чумы благодаря помощи военного гарнизона под командованием А.В. Суворова жителям города.  Александр Васильевич Суворов ввёл в городе строгие карантинные меры  для всех въезжающих в город и ввезённых товаров. Был введён обязательный для всех карантин — две недели. Кроме того, Русские солдаты отремонтировали все городские бани, фонтаны и городские колодцы. Местным жителям было приказано выбелить свои дома и дворы известковым раствором, содержать в чистоте туалеты и мыться 5 раз в день. Купание в городских общественных банях для солдат и для горожан стало бесплатным и обязательным. Суворов посещал церковь Святителя Николая в Евпатории и с удовольствием пел в церковном хоре. В 2004 году рядом с собором Св. Николая установлен памятник Александру Васильевичу Суворову на стилизованном редуте.

В 1805 году была построена новая церковь Св. Николая, но она сильно пострадал во время оккупации Евпатории в годы Крымской войны 1853-1856 г.г., обветшала и невольно проигрывала в глазах жителей перед ханской и другими мечетями города.

К началу 90-х годов XIX века православные русские и греки составляли почти половину населения города и возникла необходимость в строительстве нового храма.

Преосвященный Иннокентий писал в отчете Святейшему Синоду, что в Крыму немало магометан, предки которых были христианами.

В 1859 году в ответ на доклад Святейшего Синода с ходатайством об открытии епархии Русской Православной Церкви на полуострове Александр II написал: «Быть по сему».

Свято-Николаевский соборный храм в Евпатории был заложен 11 июля 1893 года (по старому стилю) в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск Преосвященным Мартинианом, епископом Симферопольским и Таврическим совместно с настоятелем собора и священником Федором Туровским в присутствии благочинного приходов Евпаторийского уезда протоиерея Иакова Чепурина. Настоятелем собора стал священник Федор Туровский.

Историки сходятся на том, что православный храм, без преувеличения можно сказать, не был бы построен без неутомимой и энергичной деятельности протоиерея Иакова Чепурина, который был душою строительства и который так и не дожил до освящения собора (построенный его усердием храм, был торжественно освещен 16 февраля 1899 года Преосвященным Никоном, епископом Вольским).

От усиленных пастырских трудов и невзгод жизни, протоиерей Чепурин скоропостижно скончался 29 ноября 1898 года и ушел из этого «лежащего во зле мира» в небесные селения, где нет «ни печали, ни воздыхания». Он был похоронен возле северной стороны восточной абсиды собора.

Иаков Чепурин не прекращал ни на минуту строительства храма даже тогда, когда заканчивались имеющиеся в распоряжении строительного комитета средства: в дело шли все его личные сбережения, закладывалось семейное имущество и недвижимость. Пожертвования протоиерею Иакову предоставили четыре религиозные общины. Вложилась казна города, к тому же император Александр III пожаловал на благое дело 36 тыс. руб.  Внезапная кончина оставила семью священника практически без средств к существованию, что заставило городскую думу несколько раз обсуждать вопрос об оказании помощи (выплате пенсии или хотя бы разового пособия) супруге покойного. Учитывая особые его заслуги в деле строительства храма, после его освящения, по решению общего собрания имя Иакова Чепурина присвоили одной из начальных школ города.

Неутомимая деятельность Иакова Чепурина на ниве Христовой была не раз отмечена церковными наградами. К 20-летию вступления и сан Святейший Синод жалует благочинному Евпаторийского уезда Золотой Наперсный Крест (1880 г.). звание протоиерея, а к 25-летию пастырского служения - Крест с украшением, который ему преподнесли прихожане храма (1885 год). В 1891 году очередная награда батюшке Иакову - за труды во славу Церкви он награжден орденом святой Анны, а в 1897 году - орденом святого Владимира.

Церковная община ходатайствовала перед городским головой  о переименовании переулка Музейного в переулок имени Иакова Чепурина.

16 февраля 1899 года Свято-Николаевский соборный храм был торжественно освещен епископом Вольским Никоном.

Свято-Николаевский собор - удивительный памятник храмового зодчества. Он считается подобием Святой Софии в Константинополе. Огромный купол собора, прорезанный в основании оконными проемами, боковые куполки, примыкающие к основному зданию, придают ему некоторое сходство с храмом, воздвигнутым в столице древней Византии.
Но в основе своей Свято-Николаевский собор - вполне оригинальное произведение зрелого мастера.

Храм, вне всякого сомнения - доминанта исторического ядра современного города, определяющая архитектурный силуэт Евпатории со стороны моря. Его художественная ценность очевидна. Православный собор на 2000 верующих спроектировал известный архитектор Председатель Императорского Одесского технического общества Александр Иосифович Бернардацци. Талан архитектора, воплощенный в его великом творении, делает его имя бессмертным.

Свято-Николаевский собор архитектора Бернардацци в техническом отношении является весьма оригинальным и смелым сооружением. При его разработке мастер полностью отказался от традиционных, несущих на себе основную тяжесть купола, пилонов. Храм в плане представляет собой восьмиугольник (октагон), перекрытый огромным монолитным бетонным куполом, диаметром 18 метров и весом 156,6 тонны.

Он выполнен по собственным точным расчетам В.А. Геренека (точность расчетов подтверждается современным состояниемпроверенным временем, прошедшими двумя Мировыми и Гражданской войнами - М.Б.), осуществлявшего непосредственно инженерное наблюдение за ходом строительных работ, и является наиболее интересной особенностью постройки, инженерным новшеством того времени. В верхней части барабана число граней удваивается, в каждой из которых имеется световое окно. Посредством бетонных опалубок грани барабана слиты с монолитным перекрытием. Боковые куполки, примыкающие к основному зданию. служат своеобразными контрфорсами, погашая распор главного купола.

Не нарушает, скорее даже подчеркивает общий композиционный строй квадратная колокольня.

Превосходно включив свою постройку в пейзаж морского берега Бернардацци сделал Свято-Николаевский собор организующим центром всего архитектурного облика Евпатории.

 Первоначальные эскизы росписи купола храма, сводов, стен, лики святых были выполнены преподавателями местной мужской гимназии В.В. Соколовским и С.И. Строевым. Иконостас резал флорентийский резчик Ваннуки. Бронзовый с позолотой и серебрением крест для купола отливал скульптор из Одессы Б.В. Эдуареде. Бронзовую люстру с хрустальными украшениями пожертвовал одесский купец И.И. Ради. Все эти элементы первоначального оформления храма и колокола, к большому сожалению, не сохранились.

16 мая 1916 г. Евпаторию посетило августейшее семейство российского императора Николая II с семьёй. Они присутствовали в соборе Св. Николая на торжественном молебне о многолетии царского дома и русского воинства. Участвовавшая в этой церемонии фрейлина Ее Величества Анна Вырубова вспоминала: «Встреча в Евпатории была одной из самых красивых. Вся площадь перед собором – один сплошной ковер розанов. И все это залито южным солнцем». Это был последний православный храм, а Евпатория – последний город Таврической губернии, где ступала нога Николая II.

В храме есть три престола: центральный — во имя святителя Николая Мирликийского, чудотворца, покровителя мореплавания и торговли. Справа престол св. князя Александра Невского, защитника земли Русской,по сторонам его лика изображены св. княгиня Ольга
Равноапостольная и св. князь Владимир Святой, крестивший в конце X века Русь. Слева престол апостола Иакова Зведеева и апостола Андрея Первозванного, с проповедями которого связывают распространение христианства в Крыму и в Скифии — Руси.

На колокольне Свято-Николаевского собора уже давно нет тех первых колоколов, которые звонили при его освящении. Утеряны, разбиты, расхищены. Так мы распорядились оставленным предками наследством. Четырнадцать нынешних колоколов заказаны и отлиты в Воронеже в 1990 году. На воронежских колоколах Свято-николаевского собора отлита надпись: «Пойте радостно Богу, Твердыне нашей!». В словах этих - суть души и духа народного, его извечная вера.

Выйдя из собора, не спешите уходить. Пройдите во двор храма. Если будете идти с улицы Тучина, то, входя через дворовые ворота, справа увидите старую могилу. Здесь похоронен евпаторийский доктор С. Н. Оже, француз по происхождению, который в 30-х годах 19 века основал в г. Саки первую грязелечебницу и разработал методику грязелечения. Но пройдём дальше. Также справа от вас находится могила основателя собора Иакова Чепурина. А по левую сторону, в глубине двора — ещё одно надгробие, на котором высечена надпись: Схимонахиня Евгения (Попова).

Матушка Евгения (Попова) —  мать фотографа и духовного писателя И.В. Попова — Пермского, приехавшая с его семьей в Евпаторию в 1927 году из Ялты после Ялтинского землетрясения. Она была парализована. Овдовев, потеряв мужа-священника, приняла великую схиму - высшую степень монашества. Схимонахиня Евгения отличалась глубокой верой и проницательностью. Со всего Крыма приезжали к прозорливой люди за духовным советом и утешением.  В 1934 году схим. Евгения отошла ко Господу.

Архитектор Бернардацци сделал собор Святого Николая организующим центром всего архитектурного облика Евпатории и украшением пейзажа морского берега. Архитектуру иногда называют изваянной в камне историей. Свято-Николаевский собор убедительно подтверждает справедливость этих слов. От стен собора веет дыханием минувшей эпохи. Всматриваясь в каменный облик храма, мы можем лучше представить себе творивших ее людей.

Собор Святого Николая Чудотворца находится по адресу ул. Тучина, 2. 

В летний период открыт для служб и посещений с 7.00 до 20.00.

По материалам источников:

http://история-евпатории.рф/religioznie-sooruzenija/svjato-nikolaevskij-sobor.php

http://www.evpatori.ru/svyato-nikolaevskij-sobor.html

https://omiliya.org/content/prichal-dlya-strazhdushchih-serdec

Рекомендуем материалы о подвижниках благочестия связанных с Собором

Он умер на пороге храма. Отец Иаков Чепурин и построенный им Николаевский собор

31 марта, 2017 sobor 0

Священник Максим МалютаПравославие.ру Сегодня популярно говорить о крымских курортах, здравницах у побережья Черного моря и чудесах природы древней Тавриды. Однако, как и всегда, за внешней [читать далее…]

Подвижница благочестия. Схимонахиня Евгения

4 апреля, 2017 sobor 0

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря 18 февраля 2010 года в Евпатории были совершены панихида и перезахоронение честных останков схимонахини Евгении на территории Свято-Николаевского [читать далее…]