Нашей жизни надежный оплот. Интервью протоиерея Георгия Дик

Семья — величайшая ценность как для отдельного человека, потому что только в семье во всей полноте может раскрыться личность, так и для всего общества. По словам патриарха Кирилла, «семья — это основа русской национальной жизни и внутренний оплот традиции Русского мира, имеющий ключевое значение для всех религиозных культур». Указом президента нынешний 2024 год объявлен в России Годом семьи. В связи с этим, благочинный Евпаторийского церковного округа, протоиерей Георгий ДИК рассказал корреспонденту «ЕЗ» о главных принципах воспитания детей, создании гармонии между супругами и о том, как в семье происходит соприкосновение с живым Богом.

 

— Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, какую роль в подготовке к жизни во Христе сыграла ваша семья? Как проходило ваше религиозное воспитание?

 

— Я рос в верующей семье, и большое влияние по воцерковлению оказала на меня прабабушка, у нас были очень близкие отношения. Помню, как она показывала мне старые книги, иконы, учила креститься. Когда она заболела, инициативу переняла бабушка. С детства я ходил с родителями в храм и в воскресную школу. Именно в семье сформировалось мое восприятие мира как православного христианина. Мне было интересно все, что происходит на богослужении, и  этот интерес получал поддержку со стороны родителей. Считаю, что очень важна семейная атмосфера и традиции, в которых растет ребенок это то, что формирует его личность и обеспечивает духовный рост.   

 

— Что, на ваш взгляд, представляет собой современная православная семья? Какой у нее должен быть основной вектор?

 

Современная православная семья это союз верующих людей, которые понимают плюсы и минусы нашего времени, имеют опыт взаимодействия с неверующим миром или иноверующим. Ну и, конечно же, это та семья, для которой христианство современно, которая строится на христианских заповедях и полностью внедрена в современный процесс жизни. Такая семья, где муж и жена уважают и принимают друг друга, любят друг друга в Боге, через Бога и ставят Его на первое место, стараются максимально приблизиться к Божиему Замыслу друг о друге. При этом каждый член семьи должен понимать, насколько он может для себя выполнять христианские добродетели и заповеди. Задача христианина найти те из них, которые он может максимально хорошо исполнить и стремиться к тем, которые пока недостижимы.

 

— Многие люди и семьи тянутся к Богу, но им свойственно больше обращать внимание на форму. Они думают, что для того, чтобы найти Господа, нужно быть набожным, соблюдать сложные церковные обряды и строгие посты, одеваться в соответствии с традицией. Какая часть составляющих христианства более приоритетна: нравственная, обрядовая или же богословско-догматическая?

 

На самом деле все три части христианства составляют единое целое. И в семье все должно быть в балансе, без перекосов. Потому что если человек будет говорить о том, что он христианин, а нравственно не будет стремиться соответствовать учению христианства, то это будут пустые слова. Также если он будет выполнять только обрядовую сторону либо говорить, что ведет правильный образ жизни, не посещая при этом храма, не позиционируя себя как человека, который верит в Иисуса Христа, это тоже формализм и до более глубоких и важных вещей человек не дошел. Догматическая часть не менее важна: каждый должен понимать, во что он верит, в кого он верит, каким образом он эту веру выражает в своей жизни. Кроме того, внешние обрядовые действия, как правило, дисциплинируют. Если человек привык, допустим, посещать храм раз в неделю, читать молитвенное правило, то ему гораздо легче  держать себя в традиции христианской веры. Поэтому важно стараться дойти до сути всех процессов, чтобы познать всю полноту общения с Господом и укрепить свою веру.

 

— Как сделать так, чтобы Бог в семье был живым? Каким образом на самом деле происходит соприкосновение с живым Богом?

 

У каждого путь к Богу уникален. Ищущий и думающий человек начинает его с интереса к Богу, стремления приблизиться к Нему, готовности впустить Его в свою жизнь, найти ответы на свои вопросы, разобраться в сомнениях. Поэтому многие начинают осознанно углубляться в суть вещей, задумываться о духовном мире и духовной жизни, читать Писание, общаться со священником. Это соприкосновение с высокими идеями жизни приближает ко встрече с Господом и увеличивает шансы, что сложатся глубокие отношения, которые дадут добрые плоды. Сама встреча с живым Богом происходит у каждого в своё время и при своих обстоятельствах. Как правило, в какие-то переломные или даже скорбные моменты либо, наоборот, в радостные и счастливые, когда человек совсем не ожидал, что Господь будет так проявлять к нему свою любовь и внимание. Случается озарение и человек понимает, что в этот момент в его жизнь вмешался Господь.

В семье все зависит о того, насколько супруги готовы принять и понять духовный опыт друг друга. На основании этого в семье формируется понятие о Боге, о духовной жизни, о добродетелях, о грехах и все это передается детям. Иногда в семье случаются трудности, которые испытывают муж и жена. И, наверно, в них надо искать Бога в первую очередь. Осознавать, что трудности временны, стараться искоренять их причину, проявлять понимание и обязательно верить друг в друга. Без этой веры в человека невозможна истинная вера в Господа. В этом и кроется встреча с живым Богом в семье. Всевышний к нам относится с пониманием, где-то закрывает глаза на наши грехи, Он терпелив, многомилостив, и мы должны помнить об этих добродетелях, переносить это на свою семью. И тогда Господь будет помогать нам эту семью сохранять и в дальнейшем развивать, ведь Он неизменно присутствует в каждой семье и скрепляет ее Собой.

 

— В чем духовный и психологический смысл родительства?

 

Понятие семьи в церкви связано непосредственно с деторождением. Господь создал семью для продолжения человеческого рода. И если мы говорим о семейном образе жизни то, безусловно, мы должны понимать, что в его понятие входят и дети для достижения полноты христианской жизни. Говоря о смысле родительства, нужно отметить, что это не только продолжение рода в любви, но и воспитание достойных граждан своей страны и достойных членов христианской церкви, если мы говорим о христианской семье. Воспитание детей, передача им светских и духовных традиций – это задачи как отца, так и матери. Потому что дети всегда нуждаются во внимание двоих родителей. И от того, насколько гармоничны родительские образы, зависит и степень гармонии личности ребенка в будущем. Поэтому родительство это и великое благо, и большая ответственность. 

 

— Как создать эту гармонию в семье и браке — не только между супругами, но и по отношению к детям? 

 

Это связано с социальным поведением. Ребенок видит, как родители относятся друг к другу, к нему и, считывая эту модель, формирует свою систему отношений. Если счастливы родители, то счастлив и ребенок. Такой пример семьи – самое большее и главное, что можно дать ребенку. Также есть духовное основание для гармонии в семье: это осознание, что над каждым из нас есть Господь. И когда мы читаем Новый завет, то там есть четкие рекомендации по воспитанию детей. Апостол Павел пишет: «Родители, не раздражайте ваших детей, но воспитывайте их в согласии с учением и наставлениями Господними». Но иногда воспитание в семье переходит, например, в какую-то тиранию или деспотию и дети в такой среде не воспитываются, а травмируются. Поэтому стоит понимать, что подлинное христианское воспитание это здоровый личный пример, бережное отношение к психике ребенка и многочасовое, многотрудное, наглядное и конструктивное объяснение ребенку сложных тем. Теплые и доверительные отношения между родителями и детьми основаны на чувстве взаимопонимания, уважения и поддержки. 

В супружеских отношениях ответственность и правильное ее понимание является основой для здорового и гармоничного взаимодействия между партнерами. Равная ответственность за совместную жизнь и ее разные стороны, общая ответственность за здоровье ребенка, его воспитание, материальное содержание и духовное развитие. И обязательно ответственность друг за друга, за эмоциональное благополучие. И только не перекладывая ответственность, а помогая друг другу, даря свое внимание и проявляя уважение, можно достичь этой самой гармонии и взаимопонимания, учитывая наш современный ритм жизни. Если есть сплоченность, любовь, то даже трудности становятся условием духовного роста супругов, а не причиной разлада.  

 

— Но если семья все-таки распадается и есть общие дети, как сохранить уважительные отношения между разведенными родителями, чтобы бывшие супруги не ограничивали участие друг друга в жизни общего ребенка? Как не переносить на детей свое восприятие друг друга и не делать ребенка инструментом давления и манипуляций?

 

Разведясь, муж и жена перестают быть друг для друга супругами, но для ребенка остаются родителями навсегда. Оба родителя, независимо от того, как происходило их расставание, должны совладать со своими эмоциями, постараться разрешить конфликты, насколько это возможно, сохранить уважительные отношения друг к другу и понять, что несмотря ни на что, жизнь продолжается, ребенок растет, поэтому очень важно проявить к нему заботу и внимание с обеих сторон. Ведь в жизни ребенка важны правильные образы отца и матери, их любовь, а также чувство безопасности.    

Недопустимо и безнравственно, когда родители настраивают детей друг против друга, не пускают видеться с отцом или матерью. Это говорит об эмоциональной незавершенности развода. И даже если кому-то удастся перетянуть ребенка на свою сторону, это значит, что ребенок лишится отца или матери. Важно понимать, что ребенок не чья-то собственность. Особенно, если родитель религиозный и знает, что ребенок дан Богом двоим людям: что папа будет видеть в нем часть себя, что мама.

Дальнейшее адекватное взаимодействие зависит от рассудительности родителей, способности спокойно в контексте религии объяснить ребенку на доступном языке причину развода, что это дело только мамы и папы и это не означает, что кто-то из них плохой, а также дать понять ребенку, что любовь родителей к нему в любом случае неизменна. Дети тоже должны проявлять понимание и ни в коем случае не судить своих родителей, это не в их власти, а научиться воспринимать ситуацию такой, какая она есть.

 

— В чем суть и полнота православного воспитания детей?

 

—  Православное воспитание детей – это сложный, но, в то же время благодатный процесс. Именно в семье, как в домашней церкви, дети сталкиваются с верой и начинают создавать свои представления о Боге, любви, жизни и самих себе. Поэтому так важно общаться с ними о вере и объяснять им основы православного вероучения. Но чтобы помочь детям найти свой собственный путь к Богу, родители сами должны глубоко разбираться в вопросах религии, заниматься духовным самообразованием, быть добродетельными и молиться, чтобы дать ребенку знания, соответствующие возрасту, помочь постигнуть глубинные истины, не перенасытив при этом. Показать, что вера – это не просто набор правил и обрядов, а состояние души и сердца, которое проявляется в повседневности, помочь ребенку стать зрелой, добродетельной личностью, способной любить Бога и ближнего, жить в гармонии с окружающим миром и собой. Сделать религию интересной и понятной миссия родителей, потому что дети воспитываются только правильным личным родительским примером веры и жизни в Боге. В детстве закладываются основы той веры, которую человек пронесет через всю свою жизнь. Поэтому так много в формировании моральных ценностей и понимания смысла жизни зависит от правильного воспитания и здорового опыта религиозной жизни.  

 

Беседовала Виктория ТЮРИНА.